понедельник, 25 января 2016 г.

литинститут

Запись от 18.09.2015


Да, да, да. Занесла меня лихая на курсы литературного мастерства не куда-нибудь, а в сам Литературный институт им. Горького. В самый центр Москвы, на Тверской бульвар.



Проснулась я как-то и подумала: "хочу-не могу!".  Литературный институт располагается в нескольких старинных московских особняках, а в главном здании вообще когда-то сам Герцен родился. Как оказалось, в институте есть кафедра литературного мастерства, на которой и готовят самых настоящих писателей, если это вообще возможно. И мысль "мне туда" почему-то не встретила во мне никаких внутренних противоречий.

И вот вчера прошло первое занятие. Я буквально минуты отсчитывала до начала все предыдущие две недели. Пулей вылетела с работы ровно в 17 час 30 мин 00 сек. Мне не далеко, поэтому я успела к шести и даже ещё осталось время поглазеть по сторонам в аудитории. Даааа. Я по адресу. Деньги здесь явно не водятся, а значит водится гений. Кое-как залатанные стены. Покосившиеся плакаты с цитатами Платонова, сделанные явно по какой-нибудь комсомольской разнарядке. 
Входит сам наш предводитель на ближайший год - писатель Андрей Венедиктович Воронцов. И то, что он настоящий писатель, также не вызывает никаких сомнений. Благородный чеховский облик и прекрасная интеллигентная речь. 
Я ожидала всё что угодно от группы людей, которые по каким-то причинам решили прийти на литературные курсы, но только не то, что я буду младше всех, судя по всему. Из двадцати человек я выделила только троих примерно моего возраста или чуть постарше. Молодой юрист, имеющий свою фирму. Пишет. Девушка-программист. Пишет. Дамочка в красном ультра-мини с огромной татуировкой на плече представилась как детская фея, то есть занимается детскими праздниками. Пишет. Основная часть - люди 40-50-60. Есть группа активных литературных тётушек, которые разговаривают высокопарными фразами. Я так предполагаю, кто-то от одиночества, а кто-то всю жизнь вился в этой около писательской среде. И непременно бусы из натуральных камней. Знаете, есть такая субкультура томных женщин, непременно творческих и непременно в бусах из натуральных камней. Бусы - лишь как отличительная черта. Почему-то мне всегда хочется потрясти таких за плечи и попросить проснуться и сделать что-нибудь в своей жизни не совсем праведное. А уже потом писать.
Врачи, госслужащие, социологи,   юристы, владельцы фирм и экономисты, программист и один инженер-энергетик. Какого чёрта нас всех сюда занесло? Посмотрим.



Запись от 25.09.2015.

Вчера была лекция на тему истории художественной речи. От начала времён и до сегодняшних дней. Всё очень вкратце и мало что было сказано своими словами, что меня немного расстроило. Я невольно смотрела по сторонам и изредка оставляла пометки об услышанном. Девушка-программист, а теперь уже староста Юля, старательно заносила в тетрадку всё, что слышала, подчеркивая цветными ручками какие-то важные для себя постулаты. Молодой юрист слушал очень внимательно и его рука заносилась над тетрадкой редко и примерно в одно время с моей рукой. Наша Фея с татуировкой смотрела куда-то сквозь стены и пространство. Взгляд был печальный и чем-то озабоченный. Остальные товарищи как-то не попали в поле моего зрения.
Но вчера появился ещё один персонаж, о котором можно хоть пару строк черкнуть. Когда я уже бодрым шагом направилась домой, меня нагнал и окликнул полненький невысокий  мужичонка лет пятидесяти с улыбающимися раскосыми глазами, кучерявым чубом на голове. Он начал меня расспрашивать про мои песни. Мне пришлось долго объяснять, что я не бард и почему я не езжу на Грушевский фестиваль.  А он-то бард и он ездит. Как могла, уклонилась от вопросов в каком жанре пишу. Потому что не пишу ни в каком. Ещё перед занятием он вручил нашему предводителю внушительную стопку листов своего романа на прочтение. Могу предугадать, что мне не понравится то, что он написал или не будет интересным. Посмотрим, как я изменю своё мнение.


За прошедшую неделю я частенько думала о бусах из натуральных камней. Точнее не о них, а о том, как я объединила наших литературных активных тетушек по этому признаку. Всё-таки это немного поверхностная характеристика. Ведь против этих бус я ничего не имею и сама ношу порой. Тогда что же, что же их объединяет и придаёт такой налет замшелости и пуленепробиваемого сознания? Может быть этих тетушек характеризует их отрицание и даже игнорирование современности. Движения вперед, чувства времени и атмосферы, гибкости ума и взглядов. Они в какой-то момент окаменели, как те бусы. И всё равно я чувствую, что чего-то не хватает в этом описании.
Лекционная часть была не столь интересна, как живые ответы на живые вопросы. В целом говорили о современной русской литературе, в которой я совершенно ничегошеньки не понимаю, потому что, признаюсь, ни одного современника, не прочла. Ни рука ни сердце не тянулись. Я имею ввиду художественную литературу. Андрей Венедиктович сказал, что и нечего там читать. Поскольку он работал редактором и в издательствах и в журналах, наверное, он знает о чём говорит. А говорит, что цельные произведения, глубокие просто не печатают. Издательствам нужны серии, простые истории с продолжением и так далее. Кстати, в то же время, как преподаватель литинститута, он сказал, что жемчужины всё же есть. Но почившие в неизвестности. Меня поразило, что абсолютно тоже самое я могла бы сказать и о современной русской музыке. В отличии от литературы, в музыке я абсолютно точно отличаю хорошее от плохого, наполненное от пустого. И сейчас мне нравятся две-три русские группы, да и то, их никто совершенно не знает. Но я-то знаю, что не всё хорошее обязательно должно быть популярным, и не всё популярное обязано быть хорошим. Тем более в музыке у меня очень субъективные суждения. Но очень грустно слышать подобные оценки и в других сферах. То же самое я слышу от наших учёных, корифеев науки. Очень не хочется допускать мысль, что этот закат уже случился, при чём по всем фронтам. Просто не хочется в это верить.
И о хорошем. На следующем занятии мы будем разбирать произведение нашей феи с татуировкой. Как я рада, что именно её. Уже потираю руки в предвкушении, что же такого она написала. В чём её загадка? Очень хочется покопаться.

Запись от 01.10.2015.

Какой сегодня день! Наконец-то первое обсуждение. Наша Фея с татуировкой не подкачала. То есть я надеялась откопать там какую-то глубинную трагедию, надлом личности и тонкое восприятие действительности, сопротивление духа реальности, внутренний протест против несправедливости этого мира. На самом деле пришлось в режиме пытки неделю читать рассказ на 22 страницы под названием "Три дня в Вечном городе". А начинается он вот так:


"4-20 утра. Москва. Аэропорт Домодедово. Москва - Дюссельдорф-Рим.  Две незамужние подруги сидели в кафе при аэропорте и ждали свой рейс, потягивая крепкий кофе и слегка зевая.
- Как же хочется выпить… - сонным голосом вдруг начала диалог одна из подруг, медленно отпивая горячий кофе из чашки.
- Опять ты за своё, Арина? – строго отвечает другая, - Может, уже пора завязывать с..?
-У меня кризис, как ты не понимаешь? – возмущается подруга в ответ.
-У тебя вечный кризис: вся твоя жизнь один сплошной кризис!

- Вот давай без нравоучений, Кать! Ты как моя мамочка: та вечно меня пилит и жизни учит!"

И так далее. Рассказ о двух дурацких подругах, которые провели три дня в Риме, каждая переспала со своим случайным или не очень знакомым и улетели обратно, полные надежд на светлое будущее. Как полагается, ели пиццу, пили вино, побывали на обломках Форума и у фонтана Треви. Автор даже не погнушался приводить исторические факты из Википедии. Сюжет - ещё полбеды. Приведу лишь несколько цитат.

"- Именно! – и Арина налила по бокалу красного вина. Подруги чокнулись, обнялись и покинули номер отела."
"Катерина с материнской улыбкой смотрела на воркующих возлюбленных и искренне радовалась за подругу.
- Возможно теперь, она поверит в настоящие чувства и избавится от своей жуткой привычки к крепким напиткам, - подумала про себя Катерина, подливая себе красного вина в бокал, глядя на милую парочку."
"Катерина посмотрела на дно бокала, потом отвела взгляд в другую сторону и вдруг увидела в дверях ресторана Его. Её сердце сильно застучало в груди, глаза округлились, язык онемел. Руки задрожали, на лице появилась испарина. Арина отвлеклась от поцелуев Франческо, взглянула на подругу и потрясла её за плечо. Катерина не отреагировала и всё так же продолжала смотреть на мужчину, остановившегося в дверях ресторана. Арина стала еще сильнее трясти подругу за плечо, но та никак не отреагировала."
"Арина отошла от зеркала и обняла подругу, сидевшую на краю кровати в черном, элегантном, сшитом по фигуре, платье чуть выше колен, за плечи."

Резюмирую. Мы же тут начистоту? Так вот. Это полная дрянь. Написано языком переводчика google. И вот крайне интересно, как же сегодня пройдёт обсуждение.
Обсуждение прошло. Признаюсь, я ждала какими же словами критики выразят то, что всё безнадежно. Но нет. Многие сочли это чтиво милым и лёгким. Кто-то даже восхитился. Рим - вечная популярная тема. Делались и замечания. Автор спорит с каждым очень яростно. Из чего делаю вывод, что это безнадежно. При этом она говорит, что такую дрянь вроде Донцовой и Джейн Остин она даже близко в руки не берёт. Но ёлки-палки, Донцова просто Гегель на фоне этого рассказа.

После этого занятия я на несколько дней, если не недель, задумалась над тем, что случилось и почему у меня была такая категоричная реакция отторжения и имеет ли она право на существование. И вообще имеем ли мы право на то, чтобы на сто процентов высказывать своё мнение. В данном случае этого как раз и требовали. Но вот мне более чем очевидно, что этому автору просто запрещено что-либо писать. И скорее всего уже ничего не поможет. А кто я такая? На курсах литмастерства разобрали по полочкам это нечто, нашли положительные стороны. Наверное, я не права. Наверное, бездарность это сугубо субъективная штука. Как и гениальность. Хотя я с этим категорически не согласна. Талант он и есть талант. И всегда им останется в любых степенях известности. Я дала почитать нескольким авторитетным для меня людям, включая родителей. Все высказались единогласно. Дрянь несусветная с корявым языком изложения. Папа так вообще выкинул в помойку и принялся маме цитировать Шукшина, которого в тот момент читал.
Почему я так много внимания уделила этому эпизоду? Потому что мне представлялось, что вот сейчас я попаду в круг Беллинских и Герценых, Чеховых и Островских. В самое пекло литературных споров и философских рассуждений. Сейчас как подпитаюсь шлейфом гениальности, как вдохновлюсь талантом. А попала на двухчасовой разбор очевидного трэша. И ещё двухнедельного самокопания на тему "что со мной не так и почему я такой категоричный человек. Может не надо?".



Запись от 16.10.2015

Сегодня было двойное занятие. Первая часть была на тему "Жанровые традиции. Реализм как метод и направление. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие".
В общем и целом готовых жанров нет. Жанр терпит реинкарнацию на каждом этапе развития. Но есть неумирающие элементы жанра, которые остаются неизменны: экспозиция,  завязка, конфликт, кульминация, развязка, наличие художественного замысла, главного героя, перипетии и т.д. Реализм стремится к раскрытию сущности жизни без каких-либо ограничений и табу. Но автор не регистратор событий, он подходит ко всем явлениям через призму своего мировоззрения. 
Во второй части разбирали новый рассказ одной из моих сокурсниц. Называется "12 сентября". Автор - довольно флегматичная, скромная полненькая молодая женщина, одета во что-то длинное и бесформенное. Работает бухгалтером. Явно со своим мнением на всё, что плюс. Как мне показалось, считает его единственно верным - что минус. Рассказ лёг на душу просто как бальзам после прошлого чудовища. Повествуется о молодом парне, о его жене и ребёнке. О том, что у него есть любовница и вроде бы всё как у всех. Он должен быть счастлив. Но женился "вроде бы как" по любви, потому что был отвергнут другой девушкой. Тут он встречается с семьей своей первой, которая его отвергла и всю ночь разговаривает с её мужем. После этого что-то в нём меняется, он понимает что во лжи больше жить нельзя, посылает нафиг свою любовницу и вроде бы как заново влюбляется в свою жену и думает, что больше ничего ему и не надо. 
Не бог весть какая, но мораль и философия тут всё-таки есть. Для меня это жизнеописание большинства людей, которые живут вокруг нас. Сами не понимают зачем и что им вообще надо, бесконечно ищут себя. А на самом деле просто ленятся любить по-настоящему, идти до конца, ошибаться, увлекаться на полную катушку каким-либо делом. Оглядываются по сторонам, чтобы "не хуже чем все", чтобы не опозориться, чтобы всё правильно. Сидят на двух стульях и ждут милости вселенной. Опять же, это лишь моё видение мира, а значит и этой истории. Думаю, автор ничего такого не подразумевала. А написала лишь о том, что плохо жить в обмане. Надо по совести. Но в целом всё хорошо. Слог и логическое перетекание сюжета - без вопросов. Молодец, бухгалтер. Почему бы и нет.
Выходили разные люди в виде критиков. Очень впечатлила одна дамочка. Лет сорока,  черноволосая, худощава. Вышла в качестве первого критика. С явным отвращением к произведению и ко всем. Сказала, что только что кое-как прочитала. Использует такие выражения как "отвращение до жути", "начинала засыпать", "банальные подробности", "марание бумаги".  Вообще-то против её позиции я ничего против не имею, если бы она не вела себя так надменно. Всё оставшееся время она сидела открыто уткнувшись в телефон и не обращая никакого внимания на происходящее. При этом в конце объявила, что у неё выходит новая книга и приходите все на презентацию в дом литератора. Пожалуй, высокомерие и такой явный снобизм - самое отвратительное, что меня может оттолкнуть в человеке. Это была не ярая позиция не переживающего за искусство человека, а равнодушное пренебрежение. Хотя рассказ явно этого не заслужил. Вот она, пожалуй, разница, которую я для себя явно увидела. В первом случае я до сих пор переживаю и мучаюсь сомнениями, надо ли поощрять бездарность, надо ли сглаживать углы, либо, когда просят, вывалить всю откровенность своего мнения на человека. А тут с такой лёгкостью бросаются словами, как камнями, и идут себе дальше своей дорогой, живут какой-то жизнью, издают книги. В моих глазах оправданием может быть только уровень Льва Толстого, который-то имел полное право поносить всех подряд и даже Пушкина с Шекспиром без всяких угрызений совести. 

Запись от 22.10.2015.

Очередное теоретическое занятие на тему "Классические жанровые формы прозы. Роман, эпопея, повесть, новелла, рассказ, эссе, биография. Экспозиция, завязка, коллизия, развязка, концовка, интрига. Проблемы композиции, сюжета и фабулы."

Запись от 06.11.2015.

Вчера занятие было на тему ".........."
Про блуждающих героев особенно интересно. Например, Лев Толстой свою Каренину взял из Мадам Бовари  Флобера. Переработал, конечно, её полностью. И Дюма так постоянно делал. И даже Шекспир своего Гамлета позаимствовал из саги об Аамлете.
Почти на каждом занятии какая-нибудь тётечка приглашает нас на презентацию своей новоиспеченной книги в Союз Писателей. Обещают, как правило, то романсы, то пение хора какого-нибудь монастыря. В конце вечера непременно фуршет. Я ни разу не была. Это не правильно, наверное, для человека, который ходит на курсы писателей - не хотеть вращаться в этой вроде бы литературной среде. Но я не чувствую ни граммулечки чего-то общего. И даже, признаюсь, ни малейшего интереса поговорить с этими тётечками у меня нет. И вот вчера очередная из них голосом опытной библиотекарши (которая непременно стыдит последними словами, если ты задержал какую-нибудь книгу) приглашала на презентацию своей книги .... та-да-дам....фанфары... "Крым как предчувствие".

Если вы давно не были в книжном, советую посетить и обратить внимание на полки, где обычно выставлены бестселлеры. Сейчас уже года два как я вижу книги исключительно о Крыме в самых различных вариациях. Я даже сфотографировала на память. Конъюнктура работает как часы. Госзаказ тоже. Не верится, что это пишу я в наше время. Дожили мы. 

Кто-то из аудитории выкрикнул "ну Вы прям на злобу дня". У тётечки моментально заблестели глаза и она тут же начала сбивчиво пересказывать историю с её издателем, который просто прыгал от радости, узнав, что у неё есть какой-то небольшой рассказ про Крым. Сказал сделать из него нечто размером с книгу с таким вот названием - "Крым как предчувствие". 

Вот как мне захотеть вести какие-нибудь беседы. Хотя люди вокруг меня в тысячи и тысячи раз умнее и начитаннее. Есть, чему поучиться. Они все уже издаются.

В конце лекции Андрей Венедиктович затронул такую тему, как услышал прямо мои терзания совести. Он говорил о том, что писатель должен чувствовать толпу (да-да, именно толпу. Так и сказал). Должен понимать, чем живёт толпа и что ей надо. Даже привёл такие строки Мандельштама:


И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.

Я записала эту цитату на память и в конце добавила: "Хочется зарыдать".
Скорее всего это точка в моих писательских поползновениях. Именно этого я никогда не могла. Мне почти никогда не нравится то, что становится супер популярным. Мне не интересны все эти топовые фильмы, я не посмотрела ни одного сериала современного. Я не читаю книги с полок "топ ов зе топ", музыку вообще такую слушаю, что никто и не знает. Я не понимаю большинство, не разделяю эти массовые ценности. Помню, в одиннадцатом классе я прочла толстую книженцию под названием "Теория массовой культуры". И повернула в противоположную сторону. Точнее, само что-то повернуло меня подальше от этого.

Но кто поспорит с классиком (с Мандельштамом)? Я точно нет. Но вот нашёлся такой человек. Когда Виталя встретил у меня у метро и на вопрос "Как дела?", я чуть ли не со слезами начала рассказывать, что не быть мне писателем никогда. Я пересказала весь ход лекции и когда дошла до цитаты Мандельштама, он выразился не литературно. От слова "вообще". А конкретно, он сказал: "Всё это bullshit. Вот никогда не любил Мандельштама." И этот человек вообще-то фанат Есенина, декларирует наизусть его стихи. Может дословно процитировать почти полностью Мастера и Маргариту, например. Честно.  В итоге наш спор разросся на весь вечер. И хоть изначально у меня именно такие же мысли возникли - несогласия - я всё-таки выступала в качестве оппонента. Вот краткие выдержки из Виталиных аргументов:

-Как Мандельштам вообще сюда Моцарта приплёл. Ведь тот на заказ писал музыку. При чём для самых избранных, это стоило очень дорого. Он никогда не ориентировался на вкусы толпы, ибо в то время под толпой понималось нечто ещё более варварское и, так скажем, с примитивными вкусами. Он был гений и слышал музыку внутри. Именно поэтому она до сих пор живёт. Да и сейчас много ли в мире фанатов Моцарта? 

- А Гёте вообще и тогда и сейчас могут лишь совсем не многие понять. Какое там "пульс толпы". Сложная философия и высокие материи. Запросто и не разберёшься. А вот взять, к примеру, тот же роман "Мастер и Маргарита". Когда Булгаков его писал - было одно поколение, один пульс, определенные обстоятельства. А когда роман опубликовали, то прошло целых 40 лет. Всё сменилось, и люди и обстоятельства. Но тем не менее всё равно это был эффект разорвавшейся бомбы. Потому что ориентировался Булгаков не на потребу того общества, а на некие вечные ценности, вечную борьбу и персоналии не так важны. Это всегда находит отклик у людей. Вот это и есть искусство. Творец смотрит на мир через себя и понимает все процессы, пропуская через себя и свой жизненный опыт. Как можно пытаться ловить пульс толпы (да, именно толпы!), зачем? Это определённо может принести известность и славу, но может ли оставить в веках? Вряд ли.

- Чему вас там вообще учат? Книги про Крым писать?

Вот тут я прям покатилась со смеху. Виталя иногда так зрит в корень, что просто остаётся удивляться, как у него это получается. 

Запись от 13.11.2015.
Вчера обсуждали эпохальный роман "Алекса" на ста шестидесяти страницах того самого дядечки, что подбежал ко мне на первом нашем занятии и начал расспрашивать, не бард ли я. Небольшого роста, толстоват, лысоват, за пятьдесят. Работает чиновником в нашем правительстве. Пишет порно.
Очень хочется на этом и закончить. Ибо большего говорить и не нужно. Скажу лишь, что не смогла осилить это произведение даже не потому что там крайне подробно и физиологично описываются многочисленные связи с банальными продавщицами, случайными знакомыми по санаторию, просто попутчицами, а потому что я видела и знакома с автором. Честно, доходило до тошноты.
Кстати, в ходе обсуждения выяснилось, что у нас имеется ещё один автор этого жанра. 

Запись от 11.12.2015.

Вчера было очередное обсуждение произведений моих сотоварищей по курсам. На этот раз это была женщина за 50-т. У себя в записях я её окрестила как "трепетная лань". Не в плохом, а в самом трепетном смысле. Она явно из поколения шестидесятников, кто ходил в Политех и заслушивался Евтушенко, Окуджавой и Ахмадулиной. Она всегда говорит тихо, еле слышно, с обилием вежливых слов и выражений, извинений неизвестно за что. Одета крайне скромно и невзрачно. Разве что штаны всегда выбирает на грани с китчем. То есть я легко могла бы представить эту широкую и яркую клетку на ком-то вроде Бартенева и это не смотрелось бы на нём странно. Она мне сразу понравилась тем, что нет в ней этой бабской напористости политрука или передового комсомольца. Нет этой излишней и навязчивой души нарасашку, которая может придушить и даже не заметить. Она всегда сидит на задних рядах и если и говорит что-то, если и задает вопрос, то всегда в точку, а не потому что надо что-то спросить (что-то и так очевидное). Одним словом, тактичный человек. Таких я очень люблю и уважаю. 
На суд было представлено три коротких рассказа.
Первый "Прощение". О молодой девушке, будущем враче. В 1949 году их курс повели в психбольницу на практику. При этом строго-настрого запретили брать записки от больных. И вот там к ней обратился за помощью один крайне страдающий тип, чей взгляд она запомнит на всю жизнь. Но она не взяла записку. И по этому поводу страдала всю жизнь, корила себя. И вот ей уже 80 и она сидит перед телевизором и вдруг видит сообщение, что там-то и там-то скончался такой-то, профессор, академик, лауреат всевозможных премий. И она узнаёт в нём именно того самого психа, которому когда-то не помогла. И тут на неё накатывает и она прощает наконец-то себя и огромный и тяжелый груз спадает с её сердца.
Второй рассказ "Защитник" о том, как один молодой человек побил группу скинхэдов и даже фашистов, что шли по Тверской и рассуждали о том, как бы было прекрасно, если бы Гитлер нас всё-таки захватил.
Третий рассказ о поисках истинной любви тридцатилетнего успешного парня, у которого всё в жизни было, но вот любви не было. Этот рассказ всем понравился больше всего. 
Много кто говорил, указывая на недостатки произведений. По существу и нет.
А меня поразил тот контраст между личностью и её выражением на бумаге. Все три рассказа просто переполнены эмоциями и захлестывающими человека чувствами. Они хоть и не длинные, но не заметить это нельзя. Больше всего поразило, что именно это и ставили как главный недостаток. Автор должен подходить к написанию с холодной головой, отмести все эмоции. Андрей Венедиктович сказал, что есть большая разница между тем, что автор хочет просто высказаться, выплеснуть то, что наболело и тем, чтобы сесть и написать художественное произведение. 
Опять же спорный для меня момент. Наша автор имеет хороший слог и все эти обороты и выражения, которыми она снабдила повествование, не смотрятся уродцами, а наоборот добавляют красок и индивидуальности. На мой взгляд. Я, наверное, ничего не понимаю в прозе. Возможно, эти страсти и буря внутри уместны в поэзии, песнях, живописи. А проза должна быть структурирована и просчитана. Как говорил Мопассан "ни одного лишнего слова, приблизительность исключена".  Надо подумать над этим. Всё пытаюсь понять какую-то суть. Но кажется, я от неё всё дальше и дальше.

___________________________________________________________________________

Вот и всё. Сюда я занесла наиболее яркие моменты. Сегодня середина января 2016 года. Я не стала оплачивать второе полугодие этих курсов. Вместо этого через пару недель я пойду на те, на которые хотела ещё полтора года назад, но места там раскупаются просто за сутки, несмотря на немаленькую стоимость. Новые курсы будут тоже литературные, но в совершенно другом месте и с другими людьми, как мне представляется. Главный вопрос - зачем мне это нужно? - остаётся открытым. Одна лишь уверенность, что когда-нибудь мне это в жизни пригодится, никак меня не покидает.

58 комментариев:

  1. Ух, Алена, какие прекрасные дневниковые записи. Прочитала на одном дыхании. Расстроилась. С тобой все в порядке. И с той "трепетной ланью". А остальное... какое оно имеет отношение к литературе? Очень надеюсь, что новые курсы будут другими, соответствующими твоим ожиданиям. Ну или хотя бы ТАК не разочаровывающими.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. эти курсы породили во мне столько душераздирающих споров, что я даже не все могу выразить на бумаге. Так что я тоже очень опосредованное отношение имею к литературе. Здесь я позволила себе высказать мнение, такое, какое оно родилось во мне изначально. Может и я не имею на это право. Может я ещё изменю свои позиции, сглажу углы.
      Оля, как тебе кажется, нужно ли потакать бездарности при том, что ты сам не написал ничего (как в моем случае)? Или (как говорит Надя) всё-таки надо его уважать за факт самого сочинительства? Как я уже сказала - меня раздирают противоречия по этому поводу.

      Удалить
    2. Алена, вот целый день хожу и думаю о тебе, о твоем литературном опыте.
      Начну с тебя. Я с большим удовольствием читаю твои посты. И сегодня - твои дневниковые записи. И поверь, мне это доставило огромное удовольствие, чего не скажешь о сочинительстве той барышни. У тебя умные, глубокие и осмысленные тексты. Да, это не рассказы, но мы ведь вольны писать в любом стиле, не так ли? В общем так я тебе скажу: мне б так излагать свои мысли, как ты. Я бы лопалась от гордости за самое себя. Ты можешь продолжать не ценить себя дальше. Может я резко высказалась, но вот хватит тебе сомневаться в своих талантах.
      А что касается критики, если "сам не написал ни строчки"... Я с возрастом стала очень нетерпимая. Наверно это не очень хорошо. Но это отсекает от меня ненужных людей, ненужные книги, ненужную информацию. Хотела бы ты, приходя в книжный магазин, видеть там только такие книги, как пишет эта барышня? Я бы - нет. А значит и нечего потакать. Или, к примеру, ты бы высказала свои "фи" плохой портнихе? И свой восторг первоклассной швее? При том, что сама ты не шьешь... Вот в литературе, на мой взгляд, все так же.
      С другой стороны, я все же не сторонник бить наотмашь. Критику всегда можно смягчить.

      Я еще свои мысли вслух напишу. Мне радостно за тебя, что ты в поиске своих способностей. То рисуешь, то футболки себе модные делаешь. Уж про "поешь-пишешь стихи и музыку" и "инженер-энергетик" я совсем молчу. Это для меня высший пилотаж. Теперь вот литературные курсы. Живешь полной грудью. В общем, горжусь я знакомством с тобой, хоть и виртуальным.

      Удалить
    3. Оля, это ты верно про портниху заметила )) Тем более в данном случае произведения именно на критику и были выставлены. Кстати, наш преподаватель был конструктивнее всех. И я ещё подумала, а что он должен был сказать? Человек пришёл на курсы, заплатил деньги, и он ему - вам писать противопоказано? Это, наверное, тоже неправильно. Единственное, за что я на фею взъелась, так это за то, что она походя опустила всю лёгкую литературу, всю беллетристику. Так и сказала, что это не её уровень и что друзья очень любят её рассказы и постоянно просят писать ещё. Мне кажется, это какой-то отрыв от реальности.
      Оля, спасибо за такой развёрнутый ответ! Очень интересно послушать мысли на эту тему!

      Удалить
  2. Алена, прочитала...восторг твоим поступком, поучиться литературописанию, слегка завиднула...но чем дальше читала, тем грустнее становилось...я бы тоже ушла))) хотя поучительно.
    Про массовость, согласна с твоим Виталием.
    Расскажи обязательно о второй серии своей литературной учебной эпопее.
    Однозначно пригодится, это опыт, это багаж, это знакомства с очень разным людом)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, я, конечно, со своей колокольни всё описала - как я это видела и чувствовала. И про эротическую автобиографию российского чиновника и про книги про Крым (речь не о Крыме конкретно, а о коньюнктуре как явлении) и про саму возможность критики, причём слишком категоричной в моем случае. Так вот - на каком моменте Вы бы ушли и почему?

      Удалить
    2. Меня почему то напряг преподаватель, а даже не "фея" и "нимфоман"...они то как раз и были сами собой, как и тетки в каменных бусах...вы ведь пришли учиться, пришли узнать что то неизвестное вам, рассмотреть грани творчества...а ты пишешь, что лекции "по листочку"...
      Наверное ушла бы как и ты, когда оплата закончится))) меркантильная я))) да и интересно было бы все персонажи услышать так сказать в "действии".
      Продолжай обязательно.
      Ты знаешь, комментарии читать не менее интересно, некоторые раскрылись с очень необычной для меня стороны)))
      Алена, а ты что-то читала свое на суд?
      Про колокольню...ты собственно с чей колокольни должна писать? Со своей и только со своей!

      Удалить
    3. да, верно. Меня тоже очень удивила читка (в прямом смысле этого слова) по листочку. Мне кажется, это моветон какой-то для солидного опытного преподавателя. Тем более он очень интересный человек и ему явно есть что рассказать. Может лень было, не знаю.
      Я вот тоже с таким удовольствием читаю комментарии! Всё-таки как приятно общаться с умными людьми, прямо наслаждение!!! Можно сказать, у нас тут свой мини литературный кружок, потому что иногда можно зачитаться историями из жизни похлеще, чем каким-нибудь бестселлером.

      Удалить
    4. своё произведение я должна была по очереди в новом семестре представить. Но, увы, не судьба.

      Удалить
  3. Литература бывает разная и писатели тоже. :)

    Стыд и позор мне: не могу читать Достоевского. Значит ли это, что он плохой писатель? Значит ли это, что я ограниченный читатель? Мне кажется, не стоит быть столь категоричной. Что лучше: вообще ничего не читать или читать "Крым ка предчувствие"? Чтение - не только культурное обогащение и прочие высокие материи, но и просто вид досуга. Кто-то смотрит канал "Культура", кто-то "НТВ". Кто-то читает Салтыкова-Щедрина, кто-то Робски.

    В любом случае, если человек в состоянии сесть и написать книгу, то у меня он уже вызывает уважение, как бы к такой литературе не относилась я сама.

    А вам объяснили, где грань между графоманством и писательством? :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, ты прекрасно ответила на вопрос, который меня мучает как раз. Сама я склоняюсь то в сторону крайней категоричности, то в сторону принятия всего и любви ко всему живому и не очень.
      Безусловно, стилистические предпочтения у всех свои. Не думаю, что кому-то в голову придёт устраивать крестовый поход на целые жанры. Но всё-таки не каждые три ноты - это уже мелодия. В литературе, думаю, тоже самое. Давай я тебе пришлю тот первый рассказ, против которого протестует моё сознание, а ты сама скажешь - возможно ли его назвать литературой?
      Главное, что я поняла из всех этих лекций, что чёткой грани нет ни в чём - ни в жанрах, ни в формах. А тем более очень сложно определить ту самую грань, про которую ты говоришь. Вот на примере этого рассказа можно попробовать.

      Удалить
    2. Конечно шли, интересно почитать.

      Удалить
  4. забавно, но пока ты ходила на эти курсы и чем-то с них делилась, я тоже страдала от твоих диллем. И вот мне казалось, что, если что-то откровенное бездарное, то лучше сказать об этом сразу. А с другой стороны, имею ли право? Надя очень точно это выразила - мне тот же Достоевский тоже с трудом дается, но значит ли это, что он плохой... Опять же как сравнивать Достоевского, проверенного временем и какую-то "фею".
    Вообще, интересный опыт, очень надеюсь, что новые курсы будут полезнее и ты получишь там то, к чему стремишься. И кстати, читать этот пост было одно удовольствие. по-моему, отличное литературное произведение вышло. С жанром только затрудняюсь)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну вот, Ксюш, ты читала тот "опус". Я же не сошла с ума??? ))) ну там явно ужас. На Достоевского так не скажешь, даже если будет также тошнить от него. Опыт очень интересный! Я думаю, он мне будет даже полезнее, чем вся теория вместе взятая. Где бы я ещё встретила чиновника, пишущего автобиографичное порно с престарелыми бабушками (в прямом смысле). Хотя кто знает! (оглядываюсь по сторонам)))

      Удалить
  5. Алён, у тебя самой такой прекрасный слог, я каждый раз зачитываюсь! Лично я страдаю от недостатка общения и , как следствие, сокращения словарного запаса, каждый раз мучаюсь - что почитать именно для обогащения словами, оборотами речи и не нахожу. Нужен совет, буду благодарна!
    Персонажи колоритные попались! На фразе "подруги чокнулись" стены задолжали от моего смеха. Я придерживаюсь мнения, что раз люди пришли познавать и учиться, выносят на суд свои произведения, а это само по себе смело, но критиковать должен педагог, как человек, самый опытный среди присутствующих в писательском деле. Я бы сама воздержалась от негативных высказываний.
    Очень тебя понимаю про "массовость". В моей комнате в студенческом общежитии распечатала и повесила на видное место - орлы летают одиноко, бараны пасутся стадами. И до сих пор отторжение от всего массового, никогда не боялась идти против большинства. Вряд ли когда-нибудь куплю книгу "на злобу дня" и уважать автора тоже вряд ли буду, если помимо таких явно коммерческих проектов у него не будет ничего своего собственного, от души. По моим наблюдениям, часто массовое нам навязывается кем-то или чем-то (телевизором, модой), большинство людей не способны анализировать, а в нашей стране вообще система ценностей перевернута с ног на голову, слишком эмоциональная нация сама по себе, не хватает сдержанности, успокоиться и подумать своей головой. Для себя я выбрала позицию - делай что хочешь, как хочешь, любыми путями, но не во вред кому-либо, придерживаюсь этого своего правила и сквозь него смотрю на других. Сейчас люди живут без принципов, в своих бытовых мирках, вокруг одни копии и совсем мало индивидуальностей, и сложно быть индивидуальным, потому что много информации со всех сторон. Сложно! Наше общество прессует жестко если что-то выбивается из массы. Я заметила, что большинство смотрит на негатив и редко кто скажет сразу позитивно, поэтому не всегда получается "без оглядки", хочется одобрения. Сумбурно, как-то так...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, ты не поверишь, как и я не поверила своим глазам, когда искала курсы (а их миллион в москве), в каждом описании значилось - как написать произведение, которое будет продаваться, литературный рынок, как написать бестселлер. Я правда охренела. Конечно, глупо полагать, что в нашем мире ещё осталось чистое доброе светлое, да ещё и коммерчески успешное. Наверняка, это уже такой бизнес со своими законами. Которые я не знаю и знать не хочу. Может поэтому я интуитивно не могу читать современную прозу. Особенно русскую. Хотя из меня такой чтец... Никакой. Я по сто раз перечитываю любимые книги, решиться на что-то новое мне очень сложно.
      Что касается толпы. Мы все её часть по большому счёту. Я знаю, что нам всем очень легко навязать что бы то ни было. С другой стороны, это проще. Что сказали с телека - так и думаем. Какую музыку там крутят - значит хорошая и так далее.
      А вообще это всё дело вкуса либо его отсутствия.

      Удалить
  6. Дошла до разбора первого рассказа :) И вот. что хочу спросить: а может ли человек, не имеющий слуха, стать хорошим музыкантом? Возможно вообще это? Судя по цитатам, у автора первого рассказа "литературного" слуха нет. Насколько я вообще могу об этом судить.
    А по поводу коньюктурности: каждый зарабатывает как может, а кушать хотят все. Но даже тот, кто пишет для масс, на мой взгляд, должен обладать хоть каким-то маленьким "литературным даром". Вот возьмем "Два господина из Брюсселя" (какую-то там премию получил сборник, стало мне любопытно): читаю и понимаю, что темы рассказов избиты до тошноты, "на потребу общества", что называется, но не могу не признать, что написано талантливо. А получил бы талантливый писатель премию и признание, если б темы были не "масс" - это еще вопрос.
    Кстати, ваш пост вполне можно было бы переделать в рассказ. Я поначалу думала, что это выдуманная история, когда там пошло про "окаменевших женщин в бусах" :) Местами смеялась. Апотом стало грустно, когда поняла, что ошиблась. Разбор первого рассказа меня просто убил. Я бы, наверное, его не осилила. И вообще не поняла, зачем вам эти курсы. Аня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, человек без музыкального слуха совершенно точно не может быть музыкантом, даже плохим. Но я мало знаю таких (или вообще не знаю, кто всё же прётся в музыканты без слуха). Но нонсенс. Так же и здесь. Совершенно верно. По каким-то причинам человек пишет большую часть своей жизни (как в случае с феей) и считает, что имеет на это право. Вот в этом для меня и заключается камень преткновения в конфликте с самой собой. Я же считаю, что пока не имею права писать, потому что в мире и так полно говна, зачем добавлять ещё. И, кстати, говоря, до курсов я начала писать нечто такое литературное. С тех пор как пошла на курсы, я не написала ни строчки. Я как бы посмотрела на себя со стороны, возможно.
      И ещё я теперь точно знаю, что чтобы писать ненужны никакие курсы, надо просто писать. Вот и весь секрет.
      Но этот опыт без просто бесценен, это точно! Хотя бы за возможность поговорить тут на эту тему.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ. Вот и я думаю, что чтобы научится дышать, например, курсы не нужны :) А нужно просто дышать и все. Но! Это забавно! На следующий день после прочтения этого поста я проходила мимо лайтбокса на остановке, где светилась реклама... что-то вроде: хотите написать свою первую книгу - приходите к нам! мы научим!)))) И хочу заметить, что это не в РФ, и даже в стране, которая с РФ не имеет общих границ :)
      Еще вопрос назрел: а "Битлз" вы относите к масс культуре? Или нет? Аня.

      Удалить
    3. Разумеется, Битлз это масс культура. Но их феномен состоит ещё и в том, что они гениальны со всех точек зрения. Такую музыку как они никто ещё не написал. Ну в общем объективными мерилами их не измерить. Это же искусство.

      Удалить
    4. И я так думаю. А почему спросила-то. Потому что "Я не понимаю большинство, не разделяю эти массовые ценности." Это я вас цитирую :) В общем, никогда не говори никогда. Пардон, за банальность.

      Удалить
  7. Ну что сказать? Особенно следую принципу "ни одного лишнего слова, приблизительность исключена". Скажу так: пока читала, меня и подташнивало (от Феиного творчества), и истерично про себя то ли плакала, то ли смеялась (от госчиновника, пишущего порно), и окрылялась надеждой (от рассказов трепетной лани), и гордилась тобой, твоей любовью к учению, пробованию, познаванию нового для тебя! Алёна, у тебя получился свой рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. особенно мерзко сопоставлять реального человека с тем, что он написал (в случае с чиновником). Это просто непередаваемые ощущения ))) особенно эпизод с престарелой женщиной, которая умерла от ночи любви с ним...
      Татьяна, в принципе, если каждому герою придать побольше гротескности, завернуть какой-нибудь маломальский сюжетец (например, с убийством чиновника в финале), то вполне ))))

      Удалить
  8. Алёна, вот нашла:
    "Есть три причины по которым становятся писателем.
    Первая: вам нужны деньги.
    Вторая: вы хотите сказать миру что-то важное.
    Третья: вы не знаете чем занять себя долгими зимними вечерами."
    Крисп

    ... Похоже из этой компании на курсах сеятелей "разумного, доброго, вечного" увы не оказалось, как не оказалось людей умеющих адекватно оценивать свои способности. Но кто в мире совершенен ... таких нет, нет ничего идеального, всё относительно.
    Алён, пусть новые курсы будут более познавательными и увлекательными, желаю познакомиться с приятными и интересными людьми!
    Люблю твой блог, читаю как книгу. Спасибо, что пишешь, что делишься!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо большое! Мне больше по душе "если можешь чего-то не делать - не делай" )) Возможно ли это вообще - адекватно оценить свои способности? Наверное, только вечность рассудит )))
      Я думаю, новые курсы должны кардинально отличаться от предыдущих. И концепцией и преподавателем и участниками. Посмотрим!

      Удалить
  9. Я люблю Достоевского, но согласна с Надей. Чем бы дитя не тешилось:) Пусть пишут, раз есть такая потребность, а уж если есть какой-никакой свой читатель, тем более! Выбор и право выбирать - большое дело. Пока работаю в библиотеке, столько макулатуры через собственные руки пропустила. Читают же люди! И пишут! Кстати, именно макулатуры, потому что стоит такой книжке поцарапаться, запылиться, и она прямиком идёт куда? правильно, в мусорный бак, и вторую копию никто никогда не заказывает. Сама отрывала корочки и выкидывала. Книжки-однодневки, мотыльки. За ними очереди выстраиваются в 500 человек, доплачивают, чтобы получить первую копию. Но прошёл месяц, а была ли книжка? Настоящая литература живёт в подвалах библиотеки ВЕКАМИ. Даже если не читает никто, она продолжает жить и ждать своего читателя:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В том-то и дело, Маша. Так страшно начинать. Хочется, чтобы на века, а не в мусорку. Но это подленькие мыслишки, от которых надо избавляться, если действительно хочешь что-то сделать.
      Я тебе присылала ассортимент современных полок русских книжных магазинов. Так вот вторая половина - это сплошь руководства как разбогатеть, как стать счастливым, про позитивное мышление и всё в таком духе. И я знаю, что все читают. Это всё супер популярно. А мне просто страшно, хочется забиться в угол и кричать, чтобы люди очнулись и сами поразмыслили на тему, как им стать счастливыми, к чему эти шаблоны и проевшие плешь фразы. И тут накрывает страх - кому ты нужен, если не предлагаешь готовых рецептов. Ну и так далее и тому подобное.

      Удалить
    2. Алёна, я головой понимаю твои переживания, но не чувствую сердцем! Меня также многое огорчает и не устраивает в отношении других людей, но вот к тому, кто что читает как-то спокойно отношусь. Я никогда не читала "дешёвую" литературу и не собираюсь ни за какие коврижки. Ну если только в детстве:) В школе - русскую классику, в универе зарубежную классику плюс современных авторов, сейчас новозеландских авторов. Вот как-то вообще не помню, чтобы не было чего почитать. Да читай я по книжке в день, всех хороших достойных обязательных книг всё равно не перечитать. Зачем тратить время на откровенный ширпотрёп? Я не понимаю всех этих критиков, кто читает говно, а потом жалуется и жалуется - ну что за говно. Ну а зачем ты читал, спрашивается. Говно пахнет говном, не обязательно его пробовать, чтобы понять, что говно (ой, понеслоо меня:))) Другое дело, что и ты и твой вкус для кого-то может быть таким же говном, это конечно неприятно. В связи с чем, кесарю кесарево, богу богово, делай что должен, читай что нравится, пиши пока пишется, не суди других и будь что будет! Я так считаю:)

      Удалить
    3. да я тоже так считаю )) просто рассуждения на тему..

      Удалить
  10. Алена, прекрасные зарисовки, мне очень понравилось. А курсы, ну просто не повезло. Сейчас много всякого-разного, где учат как заработать денег, основная масса ваших "сокурсников" за этим туда и пришла, а вам ведь нужно другое. Надо пробовать еще. Главное пишите, не бросайте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна! Наверное, проблема в том, что я никогда не планировала и не собиралась зарабатывать творчеством на жизнь. И даже когда зарабатывала музыкой (ну что-то там), мне это казалось скорее аномалией. Для меня это два параллельных явления. Я всегда стараюсь, чтобы эти два потока (моё творчество и моё зарабатывание денег) шли параллельно. Наверное, зря. Не знаю, мне так комфортнее пока.

      Удалить
  11. Алена, читала взахлеб. Времени мало, думала, прочту по-быстрому и побегу дальше. Но... не могла оторваться)))
    Было чрезвычайно интересно читать мысли человека, который мыслит в унисон (прости, это не подлизон, а констатация факта)
    Вот это же про меня совершенно: "Мне почти никогда не нравится то, что становится супер популярным. Мне не интересны все эти топовые фильмы, я не посмотрела ни одного сериала современного. Я не читаю книги с полок "топ ов зе топ", музыку вообще такую слушаю, что никто и не знает. Я не понимаю большинство, не разделяю эти массовые ценности."
    Я всю жизнь от этого испытываю дискомфорт, потому что... Впрочем, это другая история.
    Спасибо за откровенность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, к большому счастью, человеку с отличными от большинства вкусами всё-таки возможно найти что-то себе по душе. В прекрасное время мы живём! Информация доступна почти всем, какая угодно. Только поройся, выбери. Согласись? Проблема в том, что вот этот некий массовый вкус начинает диктовать и условия жизни и вообще в конце концов управлять даже тобой. То есть, если ты делаешь нечто не по правилам - это уже не прокатит. Спрос нулевой. Вот это печально очень.

      Удалить
  12. Вау, Алена... Вот это опыт!!..
    Я, когда иногда случается читать на русском, поражаюсь, как же плохо может быть написано, какой корявый слог, ну невозможно же читать.. И прямо коробит. Сразу бросаю такую книгу, жалко времени. А тут недавно попался Ильф и Петров. Называется "feel the difference")) А кто-то читает корявый слог и ничего ему! наслаждается) на каждую публику своя литература, как и музыка, и кино.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, книги Ильфа И Петрова у нас в семье вообще настольные, на все времена. Там можно найти цитату на любую современную жизненную ситуацию. Просто поражаешься каждый раз - ну насколько актуально всё! Вот это и есть классика. Это и есть шедевр, который не поблекнет никогда.

      Удалить
  13. По моему субъективному мнению, мысль, чтобы высказывали все ученики свое мнение, не совсем разумна. Потому что один в силу своего воспитания и такта, не скажет "дрянь" и "фуфуфу уберите это от меня, чтоб не запачкало", тогда, когда произведение произвело (уф, простите) именно такое ощущение, а другие выльют грязь, только потому, что они любят обгадить нижнего и ближнего. Но главное, те, кого обсудили первыми, запомнят тех, кто их обидел словом и объективными быть просто не смогут.

    Жаль, что пришло разочарование. Мне кажется, ожидать от этих курсов множества родных по духу людей не стоило, это как на курсах вождения ожидать, что встретишь там родных по духу Шумахеров, а там Жена (потому что мужа за пьянку прав лишили), Блондинка (не может и не пытается понять правила, но водить же модно), Парень (что за парень и без тачки. Да Я!Да я по пьяни уже так классно езжу, так какого черта инструктор не доволен, а инспектор гад заваливает) и пр. Максимум классных преподавателей, у которых есть чему учиться. Хотя все равно жаль.

    Ты в очередной раз нас всех сразила наповал))) Уникальный человек, честное слово!

    Разговор с Виталей тоже зацепил. С ТАКОЙ девушкой рядом и должен идти по жизни ТАКОЙ мужчина!
    Про понимание нужд толпы...Почему издательства печатают на потребу дня, как раз понятно. У них сейчас не лучшее время, выжить бы, там не до глубины и вечном. Но в наше время вполне можно писать и выкладывать в интернет:и площадка для размещения, и возможность встретить своего читателя. Так что, если есть жажда писать, то пиши! И не на кого не оглядывайся, даже на Мандельштама.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо за приятные слова! Честно говоря, я думала меня ругать здесь будут за такую категоричность. Я рада, что столько людей тут меня понимают и так интересно свою точку зрения выразили. И тебе спасибо, правда!
      Формат критики просто людей, случайным образом собравшихся, кстати, довольно интересен. Каждый раз подводил итоги и резюмировал всё наш преподаватель. Вот он много полезного говорил в этих случаях. Я, наверное, не ожидала, что мы будем обсуждать такое.. ну не лучшие произведения на земле, короче говоря. Поэтому думаю, что вместо траты времени на ещё полгода, поищу что-то другое. Я верю, что вокруг полным полно людей умных и талантливых, на которых смотришь с открытым ртом и внимаешь каждому слову. Вот такое мне надо.

      Удалить
    2. Да за что ругать то? Уверена, большинство сначала удивились (А нафига?), потом снова тобой восхитились (Вот это человек!), а потом немного расстроились за себя))) (Ээх, но мне дома хорошо)
      Именно преподаватель и должен был конструктивно разбирать, но какой смысл было разбирать ВСЕ при всех? Может стоило давать какие-то задания, а потом разобрать самые интересные и дать возможность всем остальным ознакомиться по желанию работами других.

      Про чтение и обсуждение. Есть девочка одна в Перми. Они (в жизни или вирт, не знаю)читают дома какую-то книгу, а потом обсуждают ее. Может быть тебя такое больше привлекает? Она то в литературу влюблена с детства.

      Удалить
    3. а ведь ты права, Наташа! Тем более, что в программе была заявлена практическая часть, на которой мы должны были что-то писать. А вышло вот так.
      Я знаю много книголюбов, которые даже каналы на Ютюбе ведут с разборами произведений, критикой и так далее. Но я так точно не смогу в этот процесс вписаться, чтобы к сроку что-то прочитать - мне это сложно, а очень медленно читаю ))

      Удалить
  14. Алёна,

    Какая ты молодец! В тебе столько граней, ты столько умеешь и так захватывающе обо всём рассказываешь!

    Я соглашусь с теми, кто выше говорил, зачем тебе курсы? У тебя отличный слог и читать тебя всегда - сплошное удвольствие.
    Ну а раз у тебя есть желание пойти на другие курсы, то иди обязательно! Ведь мы всегда не только что-то узнаем для себя, но и узнаём себя, учимся.
    Какая у тебя насыщенная жизнь! Здорово, что ты находишь время нам обо всём рассказать! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо большое за добрые слова! А мне наоборот кажется, что болото какое-то у меня ))) может зима так влияет, надо встряхнуться уже!
      Не думаю, что какие-либо курсы могут на слог повлиять. Это только практика и чтение других. Наверное я на этих курсах искала особую атмосферу или людей. Можно сказать, я нашла ))

      Удалить
  15. Я на работе начала читать и не смогла оторваться! Твои дневниковые записи для меня ассоциируются с Чеховым. Алёна, ну что ты за человек такой прекрасный! И момент, когда ты и Виталя обсуждали "толпу"- боже-боже! Каюсь, читала "50 оттенков серого", первую часть и сказать, что я была в шоке ничего не сказать... Как это можно читать? Я заставляла себя, пытаясь понять, что происходит с миром и людьми, если они в восторге от этого? По поводу книг и литературы. Я думаю, что они должны (ДОЛЖНЫ) давать людям "пищу для ума", рождая что-то новое в сердце. Всё-таки сомнения, терзания, поиски-это ведь необходимо? Как можно в 25 знать, что такое жизнь и что этот путь абсолютно верен? Как можно не хотеть приоткрыть мир, куда-то ехать, учиться? Сегодня целый день в голове круговорот мыслей, благодаря тебе. Спасибо большое, пиши почаще!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Арина, обычный я человек ))) ума большого не надо, чтобы на курсы пойти. А вот сотворить что-то - с этим уже сложнее. Ну а вдруг! Спасибо тебе за понимание. Всё ты верно говоришь. Действительно, люди себе отказывают в таком удовольствии. А зря! Мне кажется, всегда есть и время и возможности пусть даже локально, но познавать что-то.
      А про то что происходит с миром - как выше Маша заметила - пусть каждый что хочет, то и читает/смотрит/слушает ))

      Удалить
  16. Алена, я пока читала, все думала "уходи оттуда, Алёна, не туда ты попала". Концовка меня обрадовала, хорошо, что ты там не осталась.
    Я тоже довольно категорична в своих суждениях, поэтому не удивляюсь твоей возмущенности феей)) Сейчас писательство стало очень модным и слишком доступным, как мне кажется (вон, биографии свои издают все, кому не лень) - и это в какой-то мере удар по хорошей литературе (с другой стороны, это же и шанс выбиться для других людей). Той фее я бы не разрешила писать, спроси она мое мнение))) А вообще, надеюсь, никто не додумается её издать.
    И, кстати, по поводу курсов как таковых. Сначала я подумала, до чего же ты unstoppable, а потом - для чего тебе это нужно. Ты просто пиши (уж тебе не придётся краснеть за свой слог и сюжеты ;)), а время рассудит.
    Надеюсь, зарисовки с новых курсов будут куда позитивнее :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, я не знала, что есть мода на писательство ))) Ну то есть, это же довольно трудоёмкий процесс. Сесть, написать, найти издателя. Это не в магазин за шмоточкой сходить. Так что может эта мода не так уж и плоха )) по крайней мере хоть каких-то усилий требует.
      Я вижу часто в кафе - сидят молодые люди, что-то строчат в компьютерах. Пишут, пишут. Не представляю, как можно сосредоточиться в подобных местах. Я бы предпочла какую-нибудь тёмную нору вообще без связей с внешним миром )) это, кстати, моя мечта - чтобы эти обстоятельства каким-то образом образовались в моей жизни и я ни о чём не думая, погрузилась бы в то, о чём давно думаю.

      Удалить
    2. Есть-есть эта мода. В Польше например, это прям следующая ступень развития блогера - издание книги. И издаются ведь не те, чьи посты-простыни на одном дыхании проглатываешь и хочется еще, а например те, кто в основном публикует фотографии в стиле look of the day/outfit of the day. Я ничего против таких блогов не имею, но чтобы сразу книги писать... Или вот недавно по радио слышала, что Джастин Бибер (сейчас ты спросишь кто это :D) выдал уже какую-то по счету свою биографию, мальчик 94 года рождения...

      Удалить
    3. Ох ну нифига себе, Таня )))) я бы даже не додумалась автобиографию издавать. Хотя бы потому, что полностью уверена, что самое интересное в моей жизни ещё впереди ))) А лет в девяносто в принципе можно. Если ты какой-нибудь бывший президент, или академик или космонавт.
      А вот интересно, что в таких книгах фэшн-блогеры пишут? "В 2007 как сейчас помню, зашла я в Шанель..."

      Удалить
    4. В основном, фэшн-блогеры пишут что-то вроде модных путеводителей - как сочетать одежду, как составить идеальный гардероб и все в таком духе. Или те, кто красится, пишут про то, как надо краситься. Оно все конечно имеет право быть, но не покидает ощущение, что такое "творчество" заливает из всех щелей и делается только ради денег. Я из таких изданий читала одну книгу про slow fashion - там интересно и толково было расписано про саму идею меньшего потребления, про составы тканей и прочее.

      Удалить
    5. в общем да. Книги из серии "советы бывалых" в основном ради денег и выпускаются. Но это такой бизнес. Кто обвинит бизнесмена, что он хочет заработать денег )) я бы это к литературе вообще не относила. К художественной, по крайней мере. Есть спрос, как говорится.

      Удалить
  17. Ох, Алена! Первая мысль, когда я все это прочла, была "Как же я искренне тебе сочувствую" и "Как тебя вообще туда нелегкая занесла?!". Вначале поста, где про "на год вперед", я ваще охренела: "Целый год???". А вообще этот твой пост будто вернул меня на 15 (о боже, 15!) лет назад, когда я пришла поступать на филологический. Все эти люди прям напомнили мне тех 28 девочек и 2 мальчика, с которыми я оказалсь в одной группе на подготовительных курсах. Я родилась писакой, всегда любила это дело, отличные сочинения и горы прочитанных книг в школьном возрасте - все это не оставляло сомнений, какой факультет я выберу в вузе. Но последующие 5 лет учебы каким-то непонятным образом повернули меня в другую сторону. Мне вдруг так тошно сделалось от всего этого возвышенно-высокопарного и какого-то ни разу не полезного, что, наверное, поэтому бог и привел меня в итоге в "КП", где зачастую, чего уж там, все было уж слишком просто.
    А в целом, литература это такое дело... сколько людей, столько и мнений. Гением можно признать любого, главное уметь аргументировать и убеждать других лучше, чем это делают эти самые другие. Вот, в математике, к примеру, решение или есть, или его нет. А в литературе возьми любой "роман про Рим", и я тебе сегодня докажу его гениальность, а завтра высмею в пух и прах. И буду права в обоих случаях.
    В заключении хочу в очередной раз сказать, что ты смелая женщина!))) И в очередной раз я открываю тебя для себя по-новому)

    Ну, и про Крым, куда ж без него) Когда в 2014-ом все происходило, мы с Аллой сидели у нее на кухне, пили вино и она говорила, что вместо этого надо бы записывать все - потом книжки издадим. И будем самыми крутыми авторами - теми, кто родился и вырос в Крыму, и кто видел все это своими глазами, а не по ТВ. А я ничего, вот, не написала, я ушла в декрет)) Может, и хорошо. А то потом на каких-нить литкурсах в Москве разбирали бы мое гениальное творение и еще бы спорили))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вот, кстати, было очень интересно у тебя читать заметки того времени. Всё довольно беспристрастно, много интересных фактов. Так что подумай над этим, это сейчас очень прибыльное дело )))

      Удалить
    2. А! Меня, наоборот, уже тошнит от этой темы( Люди сошли с ума.

      Удалить
  18. Не знаю, высказаться ли, чтобы меня не закидали камнями)
    Я наверное не выдержала бы этих приглашающих на презентацию своих книг. Такое чувство, что они пришли пиариться, а так они же вполне считают себя профи.
    Я очень люблю и уважаю классиков, русских и зарубежных, многое читала, но и не гнушаюсь иногда "ванильными" историями про тот же Рим.Вот бывает, хочется отвлечься от темной русской души и почитать что-то незамысловатое и с хорошим концом. Не хочется корить себя за это, как написала Надя - это не значит, что он плохой писатель или я - читатель.
    Но соглашусь - учиться с такими "мэтрами" или у таких тоже не вижу смысла)
    Главное, не страдай - отпусти все, что тебя мучит. У тебя свое видение прекрасного, и для тебя оно самое настоящее и имеет право быть.
    А остальные пусть ездят в Грушевку или грезят про вино в Риме. Может, они действительно так спасаются от одиночества..
    Просто не твоя компания собралась)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кира, и я совсем не против лёгких историй. Да что там говорить, сейчас беллетристика составляет основной процент того, что продаётся в магазинах. Но, поверь, конкретно эту историю ты бы тоже не смогла спокойно прочесть.
      Ну а так да, всё верно ты говоришь. Не вижу никаких поводов для камней!

      Удалить
  19. "Чуть выше колен, за плечи"?!))) Мда, люди совсем не перечитывают то, что они понаписали?)

    ОтветитьУдалить
  20. Алёнушка, ты так колоритно расписала всех персонажей этих курсов литинститута - фея, мужичонок, дамы в каменных бусах, так что твоё присутствие там было не зря. Я считаю, твой рассказ полноценным литературным произведением, и зачитываюсь другими твоими рассказами. Ты так тонко умеешь подметить суть человека, описать его без оценок, без налёта собственного эго - это дорогого стоит, вот этот талант! Пиши ещё. Интересно, а эти люди из литинститута прочли ли твой рассказ о них? Узнали ли они себя?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристина, спасибо большое за столько приятных слов! Но я не уверена, что описала этих людей совершенно беспристрастно. Ну то есть всё-таки моё мнение и восприятие никуда не денешь.
      Нет, вряд ли они читали это. И, кстати, не исключено, что каждый из нас может быть персонажем у кого-то в повествовании )) писатели могут скрываться где угодно и наблюдать, наблюдать...

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...