четверг, 10 марта 2016 г.

как меня учил рисовать Эндре Пеновац

Вы послушайте, как он говорит:

''Акварель имеет свои законы. Техника, под силу которой управлять человеком. Это одна борьба: техника и я. Где акварель делает своё дело, а я имею свои желания. И они находят друг друга, как цвет, вода и бумага. Это очень похоже на жизнь. Жизнь удивляет нас. Иногда это приятно, иногда совсем нет. Вот, например, влюбился человек. Это ведь не специально. Это неожиданно. И это действительно лучшее, что может быть. Потому что тоже самое происходит с акварелью. Когда вода соединяется с краской, может произойти поистине чудо. Спонтанность, но в то же время концентрация. Я имею такую же философию, что и акварель.''




Вы посмотрите, как он рисует:




























































Я ждала этой встречи три месяца, аж с декабря. Ради него я даже взяла два дня отпуска на работе. Это же настоящий, самый настоящий нереальный художник. Я такой человек, что лучше я буду сама что-то постигать, ковыряться годами, но абы у кого учиться не пойду. Мне нужен гений (ну или почти гений) в своём деле, чтобы вдохновлял меня и окрылял. Так вот. Меня ждали три счастливейших дня с Эндре, что приехал в Москву поделиться своими знаниями.

Группа собралась - человек пятнадцать. И как я потом поняла из разговоров, все либо действующие профессиональные художники (включая художника-оформителя кукольного театра им. Образцова), либо студенты художественных вузов. Я скромно промолчала, не стала говорить, как давно рисую. Подумала - ну и пусть я самый лох, зато кому ещё такой шанс выпадал в самом начале пути - пообщаться с настоящим мастером. 



Эндре родом из Сербии. Закончил там Художественную Академию. Там же и живёт Имеет много международных премий и так далее. Его работы выставляются по всему миру. Он имеет свою особенную технику работы с мокрой бумагой. В Москву он приехал провести занятия на тему "Животные". Кстати говоря, до этого момента я в своей жизни не нарисовала ни одного маломальского животного. Одно дело рисовать цветы. У них нет лица и глаз. А животные... В них же должны быть жизнь.

Эндре начал со своего любимого сюжета - с чёрной кошки. Такая живёт у него дома. Он замахнулся над листом всего пару-тройку раз. И бабах! Кошка как живая появилась из ниоткуда!



Я подумала - и всё? Так просто? Да я сейчас Санька за три секунды нарисую....

Ну в общем...

Не падайте в обморок...

Дамы и господа - Санёк! Чёрная китайская тушь.


Я над ним аж чуть сама не разрыдалась, так мне его стало жалко. Так поиздеваться над бедным котиком... Даааа. Чтобы взмахнуть три раза кистью и получить шедевр - до этого надо взмахнуть кистью миллиарды раз, выбросить в мусорку тонны бумаги, извести литры краски. Эндре увидел моё отчаяние, подошёл и дал несколько дельных советов и даже своей рукой подправил непоправимое. И Санёк немного оживился.




Вот ещё одна чёрная кошка в исполнении Эндре.



На следующий день мы рисовали петухов. Начал по традиции Эндре. Он показал, что такое баланс между размытым и жёстким, что такое концентрация цвета и построение цветовой композиции и ещё много чего такого, что уходит скорее в область философии. Именно это мне и нравится в нём. Он говорит о живописи, как о некой жизни на бумаге. Например, событием он называет то, когда краска встречается с водой. И это всегда непредсказуемо, но управляемо. Вот это мне и надо было услышать. Нечто настоящее и главное, что является сутью. Не про технику и приёмы, не о штрихах и мазках, перспективах. Я слушала и думала - это же всё так же как и в музыке. Всё одинаково. Это также, как я пишу песни, так и наношу краску на бумагу. Всегда непредсказуемо. Но от мастерства - управляемо. Это как я ненавижу разговаривать с музыкантами про инструменты - про гитары, комбики, что лучше, что хуже. Это всё такая фигня и к музыке не имеет никакого отношения. Музыка в другом живёт. Как и живопись.



В этот день я нарисовала четыре (!!!) петуха. Но они все полетели в мусорку. Это было какое-то проклятие. Я смотрела вокруг, а у других петухи выходили один лучше другого.


В конце концов я плюнула и за оставшиеся полчаса нарисовала несколько картин просто от балды, что пришло в голову. Получился довольно странный набор товарищей, максимально далёких от петуха.






В последний - третий - день мы рисовали кого только вздумается. Эндре опять же продемонстрировал несколько приёмов, а также устроил мини-выставку своих работ.







Виталя попросил изобразить ему красную панду. Ради этого я даже смоталась с самого утра в художественный магазин за коричневой тушью. А потом меня так понесло, что я рисовала-рисовала и не могла остановиться. Причём на новом для меня большом формате - А2. 







Вот такие у меня были чудесные три дня. Я просто летала на крыльях. Вот так - с утра до вечера можно просто рисовать и ни о чём больше не думать. Какое-то новое счастье мне открылось.

34 комментария:

  1. Алёна, интересно, красиво и так радостно за тебя! Умница!

    ОтветитьУдалить
  2. Алён, у твоих котиков морских очень проникновенные глаза! Здорово! Молодчина! Мне нравится такой стиль, минималистичный, и правда - кажется, что раз-два и готово, а за каждым штрихом огромный опыт.. Не по теме - ты постриглась?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, я давненько уже подстриглась, ага. Да я постоянно стригусь, они отрастают и отрастают.
      И спасибо за комплименты котикам!

      Удалить
  3. Алена, я еще не отошла от твоих акварелей, а ты показываешь новое. Как же мне понравились работы Эндре. Как будто он сначала нарисовал, а потом налил сверху воды.
    И пусть у тебя не получился петух, зато пушные зверьки и мохнатое насекомое получились мимишными) Мне за тебя тоже радостно))
    п.с. пошла рисовать в детских раскрасках))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, ты не далека от истины, так он тоже делает )) Стоит, смотрит на лист, потом берёт кисть и просто капает кляксу в определённое место. А там просто чудо получается, как-то само собой. Делаешь тоже самое - фиг там, просто мазня ))

      Удалить
  4. Как круто! Как круто получается у Вас, Алена! И как нереально круто учиться у нереально крутых Мастеров!

    ОтветитьУдалить
  5. Фантастические работы у Эндре!!!
    Какие замечательные три дня у тебя Алёна были!!! Просто класс!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дааааа!!! сама не могу забыть и не забуду никогда!

      Удалить
  6. Алена, получила невероятное наслаждение от твоего поста. Это поезия акварели! Удивительный художник и картины его можно смотреть и смотреть. Твои "товарищи"с душой,очень классные.
    Спасибо за эмоции!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, акварелью много кто рисует. Но мал кто понимает её суть. Но и понимать тоже мало, надо ещё и чувствовать. Поэтому мне мало кто нравится. Но Эндре фантастичен. Дым из котелка... Ну как он так может!

      Удалить
  7. Это волшебство. Спасибо, Алёна, за новое имя. Понравились его творения, не хочется называть их работами.

    ОтветитьУдалить
  8. Алена, у меня есть друг художник, так он говорит что не каждый художник с образованием берется за акварель - она слишком капризна и результат всегда не такой, как задумывалось.
    На мой взгляд, у вас получается довольно-таки неплохо.

    ОтветитьУдалить
  9. Алена, он, конечно, гений, но, пусть я лох, мне твои работы нравятся не меньше!!! Ну вот не вижу повода так себя гнобить, чесслово!!!
    Его работы волшебны, фантастичны, это та самая акварель, которую я люблю. Ты открыла для меня нового мастера, хоть я, в принципе, не особо в них разбираюсь. Но его стиль абсолютно созвучен моей душе)))
    И да, я поняла, почему я в тебя вцепилась как клещ - твое мировосприятие, твое отношение к искусству совершенно мое, ну будто из головы подслушала)))
    А теперь скажи мне, кто рисовал пчелу и и дивную птицу счастья над ней?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пчела и птица и всё, что ниже - всё моё. Это когда я выкинула в помойку четырёх петухов )))
      Лена, я рада, очень рада, что ты меня понимаешь. Это бесценно!

      Удалить
  10. обожаю обожаю обожаю !!!
    а занятия, кстати, на каком языке были?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На сербском. но там был переводчик. Кстати, под конец третьего дня я уже стала понимать и без него ))

      Удалить
  11. Алёна,

    Очень трогательные акварели у Эндре. Очень понравились!
    Спасибо тебе за знакомство!

    А ещё твои зверюшик - это нечто! Такие милые и с такми добрыми глазами! Браво! Молодчинка!
    Желаю и дальше летать и творить :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо, Таня! Эндре такой прекрасный... А как он стоит и думает над чистым листом минут пять и раз-раз и готово!

      Удалить
  12. Ну что тебе сказать, дружочек?
    Ты молодчина! И хотя тебя бесит, когда я говорю, что горжусь и что ты Г-й, я все равно скажу это. Вернее уже сказала. И не смей спорить. Да, ты пока еще (именно пока еще) не как Эндре, но тебе и не надо. Ты - это ты и это круто вдвойне.
    Мне нравится, что все, что ты не говоришь, я могу увидеть в твоих работах. Если честно, то открываю тебя по-новому, с другой стороны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ладно, спорить не буду! Но имей ввиду, что на этом месте должен стоять смайлик в роли сатаны с трезубцем! Спасибо тебе, что так меня переоцениваешь. Надеюсь, я когда-нибудь дорасту до твоих слов!!!

      Удалить
  13. Очень понравились работы этого художника! Минималистичные, точные и при этом живые! И ваши работы как для новичка тоже хороши! Учитывая, что акварель довольно капризна. Для меня лично акварель - это вообще магия!
    По поводу неудавшихся петухов - может, надо просто за ними понаблюдать, и когда они станут вам "родными", то и петухи получатся.
    Было дело в моем далеком детстве. У нас была летняя практика от художки: мы ходили по паркам и улочкам. И вот писали мы очередную речушку и заросли зелени вокруг. И как раз именно акварелью. А преподаватель наш весьма эксцентричный ходил от одного ученика к другому, исплавлял, советовал. И вот он подходит ко мне. "Хорошо?" - спрашиваю. А он берет мой "шедевр" и окунает его вверх ногами в эту самую речку, которую я изобразила. Вытаскивает, встряхивает воду, убирает кисточкой краску лишнюю и говорит: "Вот теперь хорошо!" :)) Меня в этот момент чуть кондратий не хватил, но потом я посмотрела на рисунок - и правда, с размытием заднего фона все как-то ожило, лучше стало. Вы писали про то, как краска встречается с водой. Вспомнился этот случай.
    Аня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вау, Аня! Вот это круто! Окунуть в реку - класс! не сомневаюсь, что после этого рисунок преобразился )) вот за это и люблю акварель - никогда не угадаешь, что там она учудит.

      Удалить
  14. Они чудесные, твои эти звери. Они какме-то такие душевные, настоящие, буквально живые) я так рада, что тебе довелось поучиться у Эндре, бесценный опыт, по-моему/

    ОтветитьУдалить
  15. Работы Эндре поражают! Даже не представляю, каково это видеть в живую, как он творит!
    Алена, ты молодчина! Здорово получается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Таня! Да, блин, мне повезло это видеть ))

      Удалить
  16. Алена, это потрясающе! Мне нравятся все его работы. Такие простые и понятные. И близкие. Можно только один вопрос: как ты умудряешься 3 дня только рисовать при основной работе? За свой счет или какой-то другой секрет?)

    ОтветитьУдалить
  17. После таких постов, Алёна, хочется бежать в магазин за бумагой и акварелью :)
    Твоя пчелка просто шикарная!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...