воскресенье, 10 мая 2015 г.

9 мая

Сколько я себя помню, мы всегда ходили на Парад Победы. Это мой самый любимый праздник, потому что самый трагический и самый значимый для такого числа людей, что и вообразить сложно. Когда я жила в Благовещенске, мы всегда с бабушкой ходили.  Смотрели, как маршируют наши местные солдатики и тогда ещё довольно густые колонны ветеранов. У нас были свои любимые из них. А потом мы начали замечать, что того-то уже нет и этого не видно. Теперь совсем мало их осталось - Героев.



А после Парада у нас в городе обычно устраивали эстафету. Марафон среди учащихся школ, вузов, предприятий. Я с детства и навсегда усвоила бабушкину формулу - она всегда болела за самого последнего бегуна. Говорила, что именно он самый мужественный из всех. Бежать последним и добежать - это дорогого стоит.
Когда началась война, моя семья жила на Украине, в городе Кременчуге. Прадедушка сразу же ушёл на фронт и погиб в первые месяцы войны. Не осталось даже фотографий - слишком бедная была тогда моя семья. Бабушке было 4 года, когда немцы поселились в их доме. Она помнит всё. И как первый раз узнала и увидела что такое сливочное масло и варенье, но наотрез отказывалась брать что-либо у них - так ненавидела. У бабушки на всю жизнь осталась вмятина на голове - когда они прятались в бомбоубежище, кирпич свалился сверху прямо на голову. 
Это уже после войны, в голодные послевоенные годы, моя прабабушка с двумя детьми отправилась на Сахалин за лучшей жизнью. А оттуда они переехали в Благовещенск.
Вчера мы с бабушкой созванивались раза три. Как обычно, поздравили друг друга. Она смотрела Парад по телевизору, а я пыталась протиснуться через толпу на Тверской. В этом году бабушка не пошла сама - больные колени дают о себе знать, долго стоять она не может. Но она с таким восторгом делилась впечатлениями, взахлеб пересказывая всё что видит. Вот эти её эмоции дорогого стоят. Гораздо больше, чем бутерброд с маслом и вареньем. 












Каждый имеет право интерпретировать этот праздник по своему. Воспринимать его как вселенский пафос или унижение стариков, которым платят мизерную пенсию. Да, всё не справедливо, больно.  Для меня лично это праздник тех людей, кто не вернулся и кто вернулся. Всех же коснулось. Каждую семью. Моя совесть мне не позволяет игнорировать. Самое огромное и неизгладимое впечатление произвело шествие Бессмертного полка. Только в Москве в нём приняли участие 200 000 человек с портретами своих родственников, которых уже нет. Мне кажется, рыдали все. Эти неподдельные эмоции нельзя ни купить, ни продать. Они сидят в нас. И ещё долго будут внутри.




В Благовещенске в таком полку прошли Виталина мама и брат Паша с дочками. Цитирую Пашу: "Это мой дед, Богданов Николай Павлович, 1925 г.р. На войну ушел в 1943 году 17-летним пацаном, наврав в райвоенкомате и прибавив себе год. Видимо, документов толком тогда не проверяли, тем более у сироты. Войну закончил в Австрии. В боях за Вену был награжден медалью "За отвагу". Мы с братом Vitaliy Repin знали об этом, дед рассказывал, но за что конкретно, - я узнал недавно, спасибо сайту pamyat-naroda.ru. Безмерно горжусь своим дедом! И всех с праздником."



А у нас с Виталей есть традиция - на девятое мая ходить к памятнику великого советского лётчика Попкова Виталия Ивановича. Дважды герой советского союза. В двадцать лет на войне совершал немыслимые подвиги. Его признают одним из десяти крутейших лётчиков-асов в мире. Это всё Виталя - он фанат наших лётчиков, особенно времён той войны. Очень многое знает. И даже сейчас в Америке, в Лётной Академии как начнёт рассказывать истории про них, американцы в полном шоке и даже просят его специальные лекции организовать с рассказами о наших героях. Вот 2012 год и 2015 год.


Это только моё личное мнение или скорее мировосприятие. Нельзя влезать в историю. Тем более в такую трагическую, сложную и неоднозначную. Нельзя всё там ворошить и грубо рушить. Я ни за что на свете не откажусь от своего личного понимания. Никто не заставит меня в моем мозгу поменять одну дату на другую. Девятое мая и точка. Нельзя плевать на память. Ведь может такое случиться, что кто-нибудь в далёком будущем вот точно так же плюнет и на нас.

13 комментариев:

  1. Я тут сижу, читаю и почти рыдаю, представляю, что там все в слезах были.

    ОтветитьУдалить
  2. 9 мая - исторический, великий день. И очень гадко читать, что некоторые видят в праздновании (в особенности парад)пафос. Отказаться от этого дня, значит предать. Мой день прошел концлагерь, а бабушкин брат был партизаном и погиб. Я думаю у многих есть такие истории в семье. Не уважать то, что они вытерпели - низко.
    Согласна с твоими мыслями, Алена. 9 Мая и точка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, да. Что ещё сказать. Только то, что, конечно, каждый имеет право на своё видение.

      Удалить
  3. А я вот как не знала, так и не знаю, где мой прадед. Ни "Память народа", ни ОБД "Мемориал" не дают подробных данных. "Недостаточно сведений" пишет мне "Память народа" и выдаёт всё то, что я нашла ещё в прошлом году. Только что пропал без вести. Два документа сущестуют, в обоих - разные месяцы. От этого сердце сжимается больнее и слов таких нет, чтобы передать всё, что чувствуется.

    Я за "Бессмертный полк" - очень правильное, искреннее, по-хорошему патриотическое движение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, я тоже за то, чтобы в этот день было поменьше милитаризма. Всё таки главная цель - это память. Отрадно, что столько людей приняли участие в этом полку. Лучше бы, конечно, не по такому поводу. Но это уже есть и никуда нам не уйти и глаза закрыть невозможно.
      Жаль, что о прадедушке так и не найти сведений. Сколько таких, сгинувших неизвестно где ((((

      Удалить
  4. Алена, и я с тобой согласна! Это была великая победа, и она дорого стоила. Рассказы, фильмы про войну без слез я не могу смотреть. Столько всего пережили люди и так много погибло...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И я не могу смотреть, Таня. Всегда думаю, я вот даже смотреть не могу, а люди в этом жили и умирали. Просто ужас. Слов нет.

      Удалить
  5. Спасибо, Алена, за то, что поделились своими мыслями! Тронуло очень!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. на самом деле невозможно думать о войне постоянно и круглосуточно. Это даже против человеческой природы самосохранения. Вот есть такой день, когда все вспоминают. Я думаю, что нам всё равно невозможно осознать все масштабы того, что творилось. И тем более те чувства, которые испытали люди после Победы.

      Удалить
    2. Согласна. Да, все именно так

      Удалить
  6. Ну почему я не вижу твои новые посты.... Открыла на всякий случай проверить- и три новых...

    Ты знаешь, что я тоже с трепетом отношусь к этому празднику. Хотя мне и горько наблюдать, что из него сделали. А еще мне бывает страшно, что я Мии не смогу привить любви к этому празднику. Тут ведь совсем другое отношение к этому дню и к этой войне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У Мии будут свои праздники. Может и к лучшему, что она не будет в такой степени ощущать эти последствия и эти чувства от той войны.
      Я знаю твои мысли по поводу всего этого и спасибо, Ксюш, за твою деликатность ))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...