среда, 5 октября 2011 г.

берлин

В Берлин мы летели на интересном самолёте Бомбардье с турбовинтовыми двигателями. Виталя с удовольствием читал мне лекцию о различии турбовинтовых и турбореактивных самолётов, а так же поделился парочкой историй о том, как недавно у его друга отказал один из двигателей на подобном Л-410, а также как в детстве реагировал его вестибулярный аппарат на полёты в Як-40. Не смотря на мои опасения, полёт был крайне мягким, как и посадка.

Аэропорт Тегель встретил нас тепло и в меру солнечно. Привычный уже тупняк при покупке билетов на общественный транспорт на этот раз длился гораздо меньше – билеты на автобус до центрального вокзала (Hauptbanhof)  можно было купить у самого водителя. Поразило, что сам Тегель находится прям в черте города и можно видеть, как по соседним шоссе едут машины и самолёты как добрые знакомые.

Совет: если вы приехали в незнакомый город в Европе и вас никто не встречает и вы совершенно не представляете куда ехать - в любом аэропорту, вокзале есть стойки « i» информации, где вам как минимум выдадут карту города бесплатно и как максимум при условии владения хотя бы английским объяснят как и на чём проехать куда вам угодно.

Мы воспользовались схемой транспорта Берлина, которая висела на остановке, быстро поняли какой маршрут и до какой остановки нам ехать и запрыгнули в приседающий пассажирам немецкий автобус.  Через 15 минут мы уже были в центре Берлина возле центрального вокзала, а ещё через 15 минут пешей ходьбы в пункте назначения – хостеле Helter Skelter.  Находится в самом центре города, практически на Фридрихштрассе и недалеко от Унтер ден Линден, поэтому в Берлине мы не пользовались общественным транспортом, если не считать прогулку на кораблике и путь до аэропорта. Обстановка и атмосфера в хостеле – самый смак для хипстерской души. Позднее мы прочитали в рекламном проспекте «если у вас рок-группа, то этот хостел для вас». Точнее описать сложно.

Приветливая администратор - немка Юлия -  нам доходчиво объяснила «что и как», а так же посоветовала места, куда надо непременно сходить. Например,  на самый большой кусок берлинской стены или в музей естествознания посмотреть на самый большой скелет динозавра. И мы, впоследствии, с удовольствием воспользовались её советами.
Обтряхнув дорожную пыль, мы вскоре выдвинулись в город. Ещё по пути в хостел мы задались вопросом – а где же люди? Теперь же, в самом центре города, этот вопрос просто висел в воздухе. Крайне редкие прохожие и ещё более редкие проезжающие машины совсем не походили на привычные атрибуты столичной жизни. К тому же была суббота, скорее всего работающая часть населения мигрирует на выходные в более уютные места. Но и в рабочие дни людей на улицах было ровно столько, чтобы их не замечать особо. В Берлине проживает примерно 3 млн. человек, при этом по площади это практически самый большой город в Европе. Отсюда и получается крайне низкая плотность населения на единицу площади. К тому же город не имеет ярко выраженный центр, где происходит всё что только может происходить и где работают абсолютно все городские жители, а так же жители соседних государств (это если перенести масштабы Германии на карту московской области). Пробки из автолюбителей нам и вовсе ни разу не пришлось наблюдать. Все ездят на велосипедах по специально отведённым дорожкам.

Совет: самый привычный транспорт – велосипед – можно взять напрокат практически в любом отеле (хостеле), а так же в многочисленных пунктах проката. Стоимость  - 10-12 евро в сутки. Если брать на несколько дней, выйдет дешевле. Ездить на велосипедах по Берлину – после Москвы – практически райское удовольствие.

Первым делом мы отправились на знаменитую улицу Унтер ден Линден, что берёт своё начало у Бранденбургских ворот.

На Унтер ден Линден мы встретили крайне монументальное Российское посольство с серпом и молотом на фасаде за огромным забором (не удивлюсь, если за ним ещё и ров и складные мосты имеются), а по соседству более модерновое посольство США совершенно без ограды. На площади у Бранденбургских ворот само собой кучки разнообразных туристов. Именно в этом месте проходила главная граница нелепого разделения одного города, одного государства.

Пройдя сквозь ворота, мы вышли к легендарному зданию Рейхстага, коему обязаны своим мега-пиаром Егоров и Кантария. Рейхстаг со времён войны оставался разрушенным вплоть до 1999 года. Не смотря на то, что там проходят заседания парламента Германии, в здание пускают простой люд. А точнее в купол Рейхстага. И теоретически можно понаблюдать кто там за что голосует прямо сверху, т.к. купол прозрачный и предназначается для того, чтобы в зал заседаний проникал солнечный свет. В первый день пребывания в Берлине мы не были готовы начать активную экскурсионную программу, поэтому не стали стоять очередь для желающих подняться в купол Рейхстага. Нас больше привлекла удивительно дружелюбная поляна перед зданием, газоны которой непрерывно поливались водой. Кто лежал, кто сидел, кто бегал от струй поливалок, практически идиллия по-немецки.

Для осознания, что мы в отпуске, решили присесть и начать дегустацию чего-нибудь немецкого. В моём списке первым значилось чисто берлинское пиво – Вайзе Бир, в Виталином просто пиво, неважно какое. Наверняка любители настоящего пива распяли бы и четвертовали любителя Вайзе Бир, потому что этот напиток лишь отдалённо напоминает пиво, а сам является сладким, да ещё и зелёным (иногда красным). Поскольку я точно любитель всего сладкого и зелёного, мне Вайзе Бир очень понравилось.

Совет: в местных кафе-барах не принято уточнять конкретную марку пива (за исключением Вайзе Бир). Нужно лишь попросить пиво и вам принесут лучшее, что у них есть. Стоимость в среднем 2-3-4 евро за кружку в зависимости от места. Но по словам эксперта (Витали) - уже в конце нашего путешествия - немецкое пиво даже рядом не стоит с чешским.

Сделав небольшой круг в сторону Тиргартен (парк-заповедник в центре города), мы пришли к памятнику Неизвестного Советского Солдата. Потряс безупречный вид и чистота памятника народу – злейшему врагу в прошлом. Таких ухоженных памятников павшим солдатам я не встречала и на родине, которую они защищали… Что и говорить – благородно со стороны немцев. Признавать ошибки – это удел сильных. Для сравнения, в той же Риге в центре города создали музей «советской оккупации 1945-1991», что выглядит крайне гаденько.

Солнце клонилось к закату, мы клонились к подушке, поэтому побродив ещё немного по центральным улицам, возвратились в хостел. В окрестностях мы набрели на заброшенное здание, превращенное местной творческой интеллигенцией (а точнее бродячими художниками и полубомжеватыми музыкантами) в пристанище заблудших душ, а по совместительству некое подобие галереи искусств. Наткнувшись впоследствии на ещё несколько подобных заброшенных очагов прекрасного, мы поняли, что это одна из особенностей Берлина.

Следующий день начался с похода в аптеку. Не в экскурсионных целях, а за лекарствами. Впечатления от первого дня отпуска у Витали были на столько сильными, что он проснулся с высокой температурой и в совершенно расклеенном состоянии. Сделав неудачную попытку самостоятельно отыскать поблизости открытую в воскресенье аптеку, я  пошла проводить опрос местного населения. Оказалось, что экстренная аптека, работающая практически круглосуточно, находится совершенно недалеко от нас. Вкратце объяснив ситуацию аптекарше, я получила лекарство всех времен и народов – парацетамол. О, слава тебе, немецкий парацетамол! За пару часов ты сделал из об… из Витали человека! Таким образом, нашим планам было суждено сбыться и мы направились на остров музеев.

На музейном острове, омываемом со всех сторон рекой Шпрее, находятся главные музеи Берлина. В основном, это музеи изобразительных искусств. Подумав, что этого самого искусства нам с лихвой хватило в июне в Испании, мы пошли в музей Пергамон. Назван он по одноимённому городу Пергамону, развалины которого составляют главную часть коллекции. Один немецкий учёный раскопал этот город где-то на границе Греции и Турции, на территории бывшей Римской Империи. Не смотря на то, что после войны, многие экспонаты ездили туда-сюда по маршруту Берлин-Ленинград-Берлин, фасады алтаря и прочих помещений настолько хорошо сохранились, что теперь можно практически погулять по нему пешком, конечно, в пределах музея. Очень впечатляет проделанная работа реставраторов такой древности. Рекомендую этот музей даже тем, кто на дух не переносит само слово «музей», поскольку там такие древние древности собраны, древнее не придумаешь.

Помимо развалин Пергамона, в музее ещё полно такого, от чего удивлённо разеваешь рот. Например, ворота Иштар из Вавилона, Милетские вороты эпохи Римской империи, а так же древние египетские письмена, книги из коллекции древнего исламского искусства.

После музея мы пошли искать по наводке Юлии самый большой отрезок сохранившейся Берлинской стены. По пути нам встретился красивейший Берлинский собор. Он очень впечатляет, хоть и является не столь старой постройкой – конец 19 века. Но голова невольно всё оборачивается и оборачивается на него, когда проходишь мимо.

Мы всё шли и шли по набережной, а ареал вокруг приобретал то виды заправского приморского пляжа, то уютных полянок с берёзками и ивами.

Набрели даже на небольшой квартал с улочками в старом немецком стиле.

По мере приближения к месту следования, улицы становились всё грязнее и грязнее, дома всё заброшеннее и заброшеннее. Как нам потом рассказали немцы, по обеим сторонам от стены была зона отчуждения и вообще все приграничные районы впоследствии оказались заброшенными и крайне не благоприятными.

И вот когда мы решили что совсем уже заблудились, мы увидели её.

Берлинская стена произвела гнетущее впечатление, не смотря на то, что неподалёку бушевала какая-то пляжная вечеринка в стиле регги. Вообще, как только мы приехали в Берлин, мы только и разговаривали на темы Восточного и Западного Берлина, имя «Гитлер» вырывалось у нас при разговорах раз сто, хотя мы старались его особо не произносит в общественных местах. Невозможно объяснить, но эти мысли сами шли к нам в головы. Когда идёшь мимо приличных с виду домов, но с огромными отверстиями от пуль и снарядов, когда напоминания о былых событиях просто на каждом шагу, из каждого киоска с кучей старых фотографий, когда любое общение с немцем, с чего бы оно не начиналось, в итоге сводиться к одной теме – война и всё то что было после… Ощущаешь, что раны на теле города ещё не зажили.
Следующий день был нами потрачен на решение вопросов с арендой машины, на поиски несуществующего в природе мифического адреса, а также решения некоторых финансовых вопросов. Кстати, для сведения – в Германии нет Сити-банка, как и адреса, по которому он должен был находиться. В итоге, мы решили ехать дальше на поезде, чему потом радовались неоднократно.

Совет: если вы решили взять машину напрокат, это можно сделать легко в любом аэропорту или ж/д вокзале. Так же полно пунктов аренды в городе. Самые известные международные фирмы – Europcar, Avito. При этом необходимо иметь на одно и то же лицо водительское удостоверение международного образца (зелёное пластиковое), кредитную карточку с суммой не менее 600 евро для залога. Аренда самой экономичной машины обойдётся примерно 40 евро в сутки. При этом стоимость литра бензина на данный момент составляет 1.5-1.6 евро. В крупных фирмах-арендодателях возможно взять машину в одном городе, а вернуть в другом. Так же отдельно оплачивается аренда навигатора – около 10 евро в сутки.

Приятным завершением дня стала ненавязчивая прогулка на пароходике с аудиогидом в придачу. И он нам тоже поведал некоторые ужасы времён не столь отдалённых. Например, по берегам Шпрее стоят памятники людям, пытавшимся переплыть границу из Восточного в Западный Берлин, но так и не доплывшим.

Впечатлило так же здание канцлера Германии, занятое на данный момент Ангелой Меркель. Его называют «стиральной машиной». На момент построения. Оно было оборудовано по последнему слову техники. До сих пор там работает системы вакуумной почты (как в Футураме, когда послание в контейнере передвигается к адресату по трубочкам).

А вот кусочек прекрасного Тиргартена, королевского заповедника, отданного во время войны под огороды. Кусочек природы в самом центре города удалось восстановить и теперь там водятся всякие зверюшки - большие и маленькие.

На следующее утро мы, неспешно позавтракав, дошли до центрального вокзала, побродили по нему, полюбовались  на чудо современного вокзало-строения и сели в поезд, который увёз нас в следующий пункт нашего путешествия – город Дрезден.